ЕГРН и кадастровая палата Росреестра: существующее положение и перспективы развития

Федеральная кадастровая палата Росреестра

Кадастровые отношения, без малейшего преувеличения, существуют ровно столько, сколько существует практика использования земли человеком, а также государственная власть, которая своим авторитетом регулирует взаимоотношения между собственниками, пользователями и арендаторами земельных участков. Как систематизированный свод сведений об объектах недвижимости кадастр был всегда, только задачи были разные. Каждой эпохе были свойственны свои формы кадастрового учета, но — это тема для отдельного исследования.

В Российской Федерации с появлением собственности на землю в 1991 г. Необходимо было создать систему государственной защиты прав собственности и информационную базу, отражающую состояние объектов недвижимости, поэтому государственным земельным кадастром был предусмотрен сбор сведений и документов о правовом режиме земель. Земельные отношения складывались непросто. Параллельно шло несколько процессов: разрабатывалось законодательство, формировались федеральные органы исполнительной власти, корректировалась практика кадастровых отношений. Поэтому отправную точку начала деятельности нашего учреждения определить достаточно сложно.

Создание кадастровых учреждений на всей территории России было завершено к 2005 г., а, например, в Иркутске было создано еще в мае 1997 г. В 2008 г. в соответствии с Указом Президента РФ функции Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру). В этом же году в Земельном кодексе России вместо понятия «сведения о государственном земельном кадастре» было введено новое — «сведения государственного кадастра недвижимости». В связи с этим потребовалось объединить данные бюро технической инвентаризации, которые формировались в соответствии с требованиями иного законодательства и, естественно, отличались от данных, собранных по правилам и подходам ведения государственного земельного кадастра. Этот процесс начинался в 12 регионах РФ, а к 2013 г. было завершено создание государственного кадастра объектов недвижимости, объединившего в одном ресурсе сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях и помещениях. В 2010 г. все полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, кадастрового учета недвижимого имущества и предоставлению внесенных в кадастр сведений были переданы подведомственному Росреестру учреждению — Федеральной кадастровой палате (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Несмотря на некоторую не последовательность действий, за прошедшие 25 лет в России удалось прийти к цивилизованной, технологически развитой системе земельно-имущественных отношений, установленной Федеральным законом № 218ФЗ. Появились Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который вобрал в себя сведения кадастра недвижимости и реестра прав, и единая учетно-регистрационная процедура. То есть произошел закономерный и долгожданный шаг объединения информационных ресурсов и технологических процессов. В этом есть заслуга и сотрудников кадастровой палаты, за которой до 31 декабря 2016 г. были закреплены полномочия по кадастровому учету, а также по ведению государственного кадастра недвижимости.

Многие страны идут к этому столетиями и еще не создали единую учетно-регистрационную систему. На различных европейских площадках, в том числе под эгидой ООН, до сих пор обсуждаются преимущества и недостатки раздельной и совместной систем кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости.

Другой революционный шаг, установленный Федеральным законом № 218ФЗ, заключался в том, что с 1 января 2017 г. полномочия по кадастровому учету и регистрации прав сосредоточены в одном органе — территориальных управлениях Росреестра, и их осуществляет государственный регистратор прав. Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» перестало быть органом кадастрового учета, за ним из старых функций остались функции предоставления сведений и ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Но разработка нормативного документа — это только половина дела, реализация намного сложнее. Необходимо было подготовить будущих государственных регистраторов прав, которые должны разбираться как в вопросах кадастрового учета, так и регистрации прав. Обучение и сдача экзаменов на государственного регистратора прав начались в середине 2016 г. и продолжаются до сих пор (в том числе с непосредственным участием специалистов учреждения). Процедура проверки документов осталась неизменной. Например, при кадастровом учете автоматически проверяется более 30 параметров, а вручную — те параметры, для которых автоматический режим пока недоступен.

Произошедшие в 2017 г. изменения означают для Федеральной кадастровой палаты новый этап развития. В настоящее время определены ключевые направления, получившие поддержку на уровне Министерства экономического развития РФ и заместителя председателя Правительства РФ И.И. Шувалова. Первое новое крупное направление — осуществление функций оператора федеральной государственной информационной системы ведения реестра недвижимости. Для этого в Федеральной кадастровой палате создается так называемый центр компетенций в области информационных технологий. Задачами центра является не только поддержание нормального функционирования системы, но и ее развитие, включая дополнение новыми сервисами. Что особенно важно, в центре должны работать специалисты, владеющие как IT-технологиями, так и имеющие знания в области кадастровых отношений.

Уже сейчас все услуги по регистрации прав Росреестр оказывает в электронном виде. Ведомство входит в пятерку лидеров по предоставлению сведений через систему межведомственного электронного взаимодействия. Для удобства пользователей задействовано много информационных систем, среди которых ключевым является программный комплекс приема и выдачи документов (ПКПВД), поскольку документы на кадастровый учет подаются исключительно в электронном виде. Единый государственный реестр недвижимости также ведется в электронном виде, и к нему примыкают другие, тесно с ним связанные, информационные системы и сервисы, такие как публичная кадастровая карта, личный кабинет правообладателя, личный кабинет кадастрового инженера, происходит взаимодействие с сервисами Федеральной налоговой службы, предоставляются сведения об объектах недвижимости и т. д. Все эти информационные сервисы должны работать без сбоев и перерывов.

Один из самых популярных сервисов — публичная кадастровая карта, которая доступна всем желающим в сети Интернет круглосуточно и бесплатно. Данные на ней обновляются оперативно — на второй (максимум на третий) день после принятия решения о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости информация появляется на кадастровой карте. К карте одновременно обращаются около трех с половиной тысяч пользователей, а количество уникальных посетителей в сутки составляет порядка 200 тысяч. В настоящее время Публичная кадастровая карта содержит сведения о более чем 70 миллионах земельных участков и свыше 42 миллионов объектов капитального строительства.

В настоящее время при проведении комплексных кадастровых работ рассматривается возможность применения цифровой аэрофотосъемки (с помощью летучих дронов оборудованных кинокамерой с высоким пространственным разрешением) и создания на ее основе цифровых моделей местности и цифровых ортофотопланов с использованием отечественных разработок. В случае успешных испытаний и внесения соответствующих изменений в законодательство фотограмметрический метод может стать эффективным инструментом для уточнения данных Единого государственного реестра недвижимости. При этом трудозатраты и финансовые расходы сократятся в несколько раз по сравнению с традиционными геодезическими методами.

Предполагается, что использование фотограмметрического метода будет наиболее целесообразно при заказе региональными органами власти и органами местного самоуправления комплексных кадастровых работ, которые являются эффективным способом получения сведений об объектах недвижимости. У региональных органов власти появится дополнительный инструмент территориального планирования, а также возможность пополнения бюджета и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Федеральная кадастровая палата имеет большую технологическую базу, включающую 83 филиала, представлена в каждом регионе РФ, а два филиала в Курске и Казани являются Ведомственными центрами телефонного обслуживания. Также есть собственный удостоверяющий центр для выдачи сертификатов электронных подписей.