Информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости: состояние и проблемы

Кадастр недвижимости

Формирование государственного кадастра недвижимости (ГКН) является одним из важнейших направлений имущественно-земельной политики России. Для создания полноценной системы ГКН необходимо завершить комплекс определенных Правительством основных мероприятий: создание единой информационной системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости; формирование инфраструктуры пространственных данных страны; обеспечение информационного наполнения государственного кадастра недвижимости; завершение процедуры массовой кадастровой оценки объектов недвижимости.

Создание единой информационной системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости является ключевым направлением. В течение долгого времени учет земли и иных объектов недвижимости, получение кадастрового паспорта на квартиру и пр., производился в различных системах, что вызывало определенные сложности при учете недвижимости, регистрации прав на нее, а также при получении информации из этих систем.

При сложившемся частично параллельном учете земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости часто имело место дублирование функций, а также погрешности в сведениях об объектах недвижимости. Ошибки возникали вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и иных причин.

Система совместного учета земельных участков и расположенных на них объектах недвижимости должна существенно повысить эффективность государственного кадастрового учета недвижимости в целом и минимизировать ошибки, возникающие при начислении налога на недвижимость. Формирование единой системы учета недвижимости отвечает требованиям утвержденной Правительством Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Главной целью такой инфраструктуры является построение единого информационного пространства страны и обеспечение свободного доступа к ней граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Несмотря на то, что Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных принята еще в 2006 г., мы находимся еще в процессе создания инфраструктуры пространственных данных нашей страны. Для полноценного и качественного функционирования инфраструктуры пространственных данных ГКН необходимо обеспечить ее информационное наполнение.

В настоящее время ГКН содержит далеко неполные сведения о существующих объектах недвижимости. В некоторых субъектах доля учтенных объектов недвижимости в общем имущественном фонде невысока. Так, например, по состоянию на 01.12.2013 г. площадь земельных участков г. Москвы, поставленных на государственный кадастровый учет и прошедших государственную регистрацию, — порядка 43 га, что в процентном соотношении составляет не более 41% общей площади города. По административным округам Москвы это значение варьируется от 10 до 60%.

С объектами капитального строительства ситуация сложнее: в связи с долгим отсутствием нормативно-правовой и методической основы их учета в ГКН база данных по этим объектам еще только формируется. Основным источником информации об объектах капстроительства являются архивы Бюро технической инвентаризации (БТИ). Инвентаризация сведений о таких объектах должна обеспечивать максимально корректную загрузку в автоматизированную информационную систему ведения ГКН. В качественной и полной передаче информации из БТИ в ГКН в первую очередь заинтересованы правообладатели учтенных в БТИ объектов, чтобы в дальнейшем не нести дополнительных временных и финансовых затрат на повторное описание объектов и внесение сведений о них в ГКН.

По прогнозам в кадастр недвижимости будет включено 83 млн объектов капстроительства во всей стране. Однако следует иметь в виду, что указанная цифра значительно ниже реальной: в России достаточно много неучтенных объектов, сведения о которых отсутствуют в официальных реестрах. Неполный учет объектов недвижимости в ГКН связан с еще одной существующей проблемой — недостаточной обеспеченностью современной цифровой картографической основой. Так, в частности, в ряде субъектов Российской Федерации (Мурманская, Свердловская, Оренбургская области, Хабаровский край) процент обеспеченности актуальными цифровыми ортофотопланами населенных пунктов не превышает 10% от общей площади территории. Еще хуже обеспечены ортофотопланами земли межзаселенных территорий — к примеру, в Тамбовской области, республики Бурятия, Новгородской области процент обеспеченности не превышает 2,4 и 5% соответственно.

При проведении государственного кадастрового учета земельных участков это создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю. Обеспечение информационного наполнения ГКН является базисом для осуществления четвертого важного мероприятия — завершения процедуры массовой кадастровой оценки объектов недвижимости на территории страны.

По результатам проведения массовой кадастровой оценки объектов недвижимости должна быть сформирована полная и достоверная информация о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Для реализации этого мероприятия необходимо обеспечить формирование объектов массовой кадастровой оценки, а также разработку соответствующей нормативно-правовой и методической базы.

Формирование объекта массовой кадастровой оценки и налогообложения является ключевым действием, от которого зависит величина собираемых в бюджет денежных средств. Законодательно определено, что объектом налогообложения является объект недвижимости, прошедший государственный кадастровый учет, то есть объект, информация о котором внесена в ГКН. Исходя из позиции, что объектом налогообложения должен быть единый объект недвижимости, логично предположить, что он и должен являться объектом массовой кадастровой оценки. Однако до настоящего времени соответствующее методическое и нормативно-правовое обеспечение оценки единого объекта недвижимости не определено, и массовая кадастровая оценка объектов недвижимости проводится раздельно для земельных участков и объектов капитального строительства: для каждого из них разработаны и утверждены соответствующие методики.

Проблема заключается в том, что, несмотря на постоянное совершенствование методического обеспечения массовой кадастровой оценки, попытки учета реальных условий российского рынка недвижимости, существующие методики оценки все же имеют существенные недостатки, которые не могут не влиять на объективность и достоверность итоговой оценки объектов, и во многих субъектах результаты определения стоимости объектов в числе прочих причин вызывают многочисленные споры и судебные разбирательства.

В заключение следует отметить следующее: создание ГКН в нашей стране не завершено и сопряжено с отмеченными в статье сложностями, однако понимание острой необходимости этой системы сформировано четко: полноценно и качественно сформированная система ГКН позволит рационально использовать и управлять земельными ресурсами и иной недвижимостью, обеспечит государственные гарантии прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, а также обеспечит полный и достоверный источник информации об объектах недвижимости.

О.Ю. Лепихина