Кадастровый учет и методы обеспечения экологической безопасности на территории новой Москвы

Кадастровый учет и методы обеспечения экологической безопасности на территории новой Москвы

Увеличение территории столичного мегаполиса до 2.5 тыс. км2 поставило перед заказчиками и разработчиками ряд системных проблем и задач, которые требуется решить в последующие годы с учетом обеспечения качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и учета многих параметров в городских кадастрах.

По нашему мнению одним из ключевых вопросов по данной проблематике следует считать экологическую корректировку генерального плана Москвы с позиций присоединения 1,5 тыс. км2 новых территорий. В первую очередь следует осуществить экологический мониторинг природных ресурсов (земельных, водных, растительных), а также качества окружающей среды.

Население Москвы, с учетом присоединяемой территории, в юго-западном секторе увеличится на 250 тыс. человек. Расширение границ города произойдет в западном, юго-западном и южном направлениях, главным образом за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. Выбор этой территории для расширения Москвы продиктован следующими причинами: оптимальное месторасположение для выполнения столичных функций города по совокупности градостроительных, транспортных и экологических факторов; сравнительно слабая урбанизация этого сектора Московской области.

В настоящее время здесь проживает 250 тыс. человек, а фонд застройки составляет лишь 12 млн м2, исторически на западе и юго-западе размещаются объекты, способствующие выполнению Москвой функций столицы Российской Федерации (включая правительственный аэропорт). Отчуждение земель потребует модернизации системы кадастров столицы и области, в которых хранились бы сведения экологического характера.

В Москве появятся еще два железнодорожных вокзала. Их построят на Киевском и Курском направлениях МЖД в районе пересечения с автодорогой А-101. Вокзалы понадобятся для транспортного обеспечения новых территорий Москвы. К территории столицы также будет отнесен инновационный центр Сколково. Кроме того, как сообщали в мэрии Москвы, в городе будут построены три новые хорды (трассы, соединяющие границы города, минуя центр) и реконструирована МКАД. Также планируется запустить линию метро в Сколково, продлить существующие линии от станции «Юго-Западная» на два перегона — до станций «Тропарево» и «Румянцево», а Бутовскую линию — в район Коммунарки.

Территория Новой Москвы

После присоединения новых земель территория Москвы увеличилась на 148 тыс. га (в 2,39 раза) и составила 255 тыс. га. По нашему мнению, в сложившейся ситуации необходима разработка и реализация превентивных мер обеспечения экологической безопасности в соответствии с современными технологическими требованиями. В первую очередь это касается «экологических корректив» нового генерального плана столицы, которые можно разделить по следующим основным направлениям: формирование инновационных положений по размещению производительных сил с учетом качественного состояния окружающей среды и природных ресурсов (атмосферный воздух, водные, земельные, растительные и биологические ресурсы); внедрение методов «устойчивого развития» при условии отказа от расширения и строительства отдельных видов промышленных производств (с учетом степени занятости местного населения, демографической ситуации, социальной структуры населения и т.д.), наносящих ущерб окружающей среде и здоровью граждан.

Проектирование и реализация инженерных сетей и сооружений водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, ливневой канализации для обеспечения социальных нужд и экологической безопасности городского населения «новых» территорий, в том числе на принципах автономизации их действия, централизации и синхронизации с инженерными системами «старой» Москвы. Кроме того, достаточно много территорий следует использовать как опорные точки «экологического каркаса» территории столицы. В структуру каркаса включаются особо охраняемые природные объекты регионального и местного уровней, водоохранные и санитарно-защитные зоны, зеленые насаждения общего пользования, зоны рекреации, городские пляжи и т.д.

В основании отложений горных пород, залегающих под Новой Москвой — известняки. Кроме того, присоединяемые территории богаты растительностью, которая при разложении повышает агрессивность воды (вследствие разложения растительных остатков вода обогащается CO2, гуминовыми кислотами, азотной кислотой и др.). Это является важнейшим условием, определяющим развитие карстовых пустот. При строительстве метро, микрорайонов, городских коммуникаций, бизнес-центров и торговых комплексов с огромными подземными парковками, возможно нарушение технологий строительства, последствия которых трудно предугадать. Однако один из возможных вариантов — появление трещин, разломов. А при наличии трещиноватости возникает возможность проникновения агрессивных вод в толщу породы, что также является фактором образования различных форм подземного карста. В лучшем случае, это грозит постепенным оседанием территорий, в худшем — мгновенными провалами грунта. По этой причине, ставится задача определения наиболее опасных, с точки зрения карстообразования, районов и ограничение на них активного строительства, особенно высотного. Перечисленные выше положения требуют систематического государственного экологического контроля и надзора, в том числе с использованием методов дистанционного контроля.

Передислокация всех федеральных органов управления на новые территории (включая парламентские структуры) вряд ли будет способствовать уменьшению транспортных потоков, а следовательно загрязнение атмосферного воздуха может остаться на прежнем высоком уровне. Кроме того инженерно-транспортная инфраструктура потребует вырубки зеленых насаждений и увеличения площадей с твердым покрытием.

Довольно сложен вопрос водоснабжения и водоотведения, особенно на «новых» территориях. Приоритетными являются автономные системы бывших муниципальных образований. «Экологические коррективы» генплана г. Москвы по своей правовой сути являются нормативным фундаментом мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Задачи по комплексному изучению состояния территории Новой Москвы и различных объектов, расположенных в его границах, проведению постоянного мониторинга, выявлению негативных и потенциально опасных явлений могут решаться при использовании актуальных картографических материалов, данных дистанционного зондирования территории, других данных и видов информации, результаты которых могут совмещаться с картографической информацией и использоваться при принятии управленческих решений.

Обеспечение исполнительных органов государственной власти города Москвы и подведомственных им организаций актуальными пространственными данными по всей территории г. Москвы является необходимым условием создания современных систем управления городским хозяйством. В Москве ежегодно начиная с 2003 г. выполняются работы по аэрокосмическому зондированию территории города. Создан и функционирует общегородской Банк данных дистанционного зондирования по территории г. Москвы, информационные ресурсы которого предоставляются органам исполнительной власти города Москвы и городским организациям, отвечающим за жизнеобеспечение города.

Применение дистанционных методов для присоединяемых территорий позволит получить актуальную и точную информацию о местоположении и состоянии присоединяемых территорий, координаты точек границ земельных участков, необходимые для постановки земельных участков на кадастровый учет, а также получить ЕГРП на официальном сайте.

Выбор материалов дистанционного зондирования и методов получения планово-картографических материалов для кадастра недвижимости определяется требованиями к точности. Нормативная точность определения координат характерных точек границ земельных участков в кадастре недвижимости зависит от установленного для такого земельного участка целевого назначения и разрешенного использования. В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требования к точности определения координат характерных точек границ земельных участков устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В настоящее время указанный проект разрабатывается в Минэкономразвития России. До утверждения требований к точности определения координат характерных точек границ земельных участков применяются Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 (п. 15.2, табл. 1). До присоединения к Москве для этих территорий точность определения координат характерных точек границ земельных участков составляла 10 см. После присоединения она должна будет составлять 5 см.

Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и подлежащими уточнению.

Выбор метода определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей зависит от нормативной точности определения таких координат, установленной для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования (п. 43 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412). Согласно указанному пункту при выполнении кадастровых работ могут быть рекомендован к использованию фотограмметрический метод с использованием материалов аэрофотосъемки и цифровой аэросъемки. Материалы аэросъемки могут быть использованы одновременно с этим для решения задач мониторинга и контроля земель Новой Москвы, например, для мониторинга несанкционированных свалок отходов, мониторинга зеленых насаждения.

Таким образом, присоединение к Москве новых территорий поставит ряд задач по оценке качества окружающей среды и ведению мониторинга и кадастра недвижимости мегаполиса. Решение этих задач целесообразно с использованием аэрокосмических методов.

Профессор, доктор техн. наук Мамин Р.Г.
Аспирант Сутугина И.М.
Аспирант Галимуллина Д.Р.