Лесной кадастр — проблемы и пути решения

Лесной кадастр

Одной из стратегических целей государственной политики в области создания условий для устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества. Важнейшими инструментами достижения этой цели являются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость.

На заседании президиума Государственного совета «О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации», состоявшемся 11.04.2013, Президентом Российской Федерации и участниками названного заседания в том числе было отмечено, что охрана, защита и воспроизводство леса имеют ключевое значение. Однако полная и достоверная информация о количестве и качестве лесных ресурсов есть лишь по 19 % лесных территорий. По данным Счётной палаты Российской Федерации, на кадастровый учёт поставлено 14 % площадей земель лесного фонда.

Актуальность темы заключается также в том, что в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»: предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, допускается до 01.01.2017; если до 01.01.2017 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.

Таким образом, с 01.01.2015 для целей государственной регистрации прав на лесные участки кадастровый учет должен являться обязательным. При этом к проблемам, с которыми сталкиваются органы кадастрового учета и регистрации прав в процессе осуществления кадастрового учета и регистрации прав на лесные участки, относятся в том числе: сохранение права федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда, возникшего в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской

Федерации, но не зарегистрированного в ЕГРП при изменении категории земель; определение органа, уполномоченного на согласование границ как уточняемого лесного участка, так и другого земельного участка, являющегося смежным по отношению к уточняемому лесному участку, а также на принятие решения об образовании лесного участка; уточнение границ ранее учтенных лесных участков, расположенных в границах нескольких муниципальных образований; несоответствие сведений о лесных участках, содержащихся в государственном лесном реестре, ГКН, ЕГРП, реестре федерального имущества, в том числе в связи с тем, что в настоящее время для государственной регистрации прав на такие участки достаточно плана лесного участка, а государственный кадастровый учет в данном случае не является обязательным.

В 2012 году Правительством Российской Федерации утверждена «дорожная карта» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Дорожная карта). Мероприятия Дорожной карты в числе прочих предусматривают переход к ведению ГКН и ЕГРП в электронном виде и создание Единого государственного реестра недвижимости, повышение качества сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе, повышение эффективности кадастровой деятельности.

Дорожная карта направлена в том числе на: формирование достоверного (качественного и полного) Единого государственного реестра недвижимости; минимизацию бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид. Также необходимо обратить внимание на мероприятия Дорожной карты, которые предусматривают введение порядка постановки объектов на кадастровый учет и регистрации прав в отдельных случаях без участия заявителя, в частности в случае, когда одной из сторон договорных отношений выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (в частности, аренда государственного или муниципального имущества). Кроме того, Дорожной картой предусмотрено внесение в ГКН сведений о точных границах земельных участков и местоположении зданий и сооружений.

Во исполнение Дорожной карты Правительством Российской Федерации в 2013 г. принята и реализуется федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)». В рамках направления, касающегося развития системы повышения качества сведений, содержащихся в Едином государственном реестре объектов недвижимости, в ФЦП запланировано проведение в том числе мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет и уточнению границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности. Однако из таких земельных участков исключены земли лесного фонда.

При этом уже в 2013 г. во исполнение мероприятий Дорожной карты в законодательстве в сфере регистрации прав и кадастрового учета произошли концептуальные изменения, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее — Закон № 250-ФЗ), которые коснулись, в частности, следующего.

Сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в ГКН, считаются сведениями ЕГРП, а общедоступные сведения ЕГРП — сведениями ГКН. Таким образом, должно быть исключено дублирование сведений в двух государственных информационных ресурсах. Это, в числе прочего, означает, что непосредственно от качества данных ЕГРП и ГКН, которые должны, дополняя друг друга, составлять единое целое, зависит и степень защищенности, гарантированности государством прав и законных интересов субъектов гражданских правоотношений в сфере недвижимости.

В указанных целях Росреестром в настоящее время завершаются работы по гармонизации сведений ЕГРП и ГКН. При этом проблемы в сфере учета и регистрации прав на лесные участки мы видим и при проведении работ по сопоставлению данных ЕГРП и ГКН. Так, общий процент сопоставимости сведений ЕГРП и ГКН о земельных участках в среднем по стране составляет 98%. На начало 2014 года было не сопоставлено 2% земельных участков. В частности, к данным 2% относятся и земельные участки лесного фонда, сопоставление которых невозможно по различным причинам, в частности, в ЕГРП им присвоены условные номера и государственная регистрация прав на них осуществлялась на основании планов лесных участков, в которых отсутствуют сведения о местоположении границ таких участков, а в ГКН сведения о данных земельных участках либо отсутствуют, либо в отношении этих участков проведены работы, например, по их преобразованию, либо в ГКН данные участки имеют отличные характеристики, в том числе и иную категорию — земли сельскохозяйственного назначения, и данные участки значатся как участки, находящиеся во владении сельскохозяйственных организаций.

Отсутствие в связи с изложенным в ГКН точных данных о лесных участках, прежде всего координат характерных точек их границ, приводит и к иным проблемам, которые также связаны с защитой публичных прав. Так, в силу законодательства о государственном кадастровом учете уточнение границ земельных участков, в том числе — это касается земельных участков в садоводческих товариществах, иных некоммерческих объединениях граждан, расположенных на межселенных территориях, в основном на землях сельскохозяйственного назначения, может осуществляться без согласования с владельцами земельных участков, координаты характерных точек границ которых отсутствуют в ГКН (что не дает возможность однозначно подтвердить наличие у таких участков смежных границ). Такое уточнение осуществляется и за счет «смежных территорий», включая территории лесов.

Законом № 250-ФЗ в новой редакции изложена статья 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» об информационном взаимодействии приведении государственного кадастра недвижимости, в соответствии с частью 3 статьи которой орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о лесах должен направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в ГКН.

В развитие названных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 (вступило в силу 14.02.2014) утверждены Правила, в соответствии с которыми в Росреестр направляются органами государственной власти и органами местного самоуправления документы, необходимые для внесения сведений в ГКН, а также требования к формату таких документов в электронной форме. Согласно данному акту: информационное взаимодействие, обмен сведениями для ведения ГКН должны осуществляться в электронном виде, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); при внесении информации в государственный лесной реестр либо изменении информации в государственном лесном реестре в отношении лесного участка, которому присвоен кадастровый (условный) номер, орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий следующие содержащиеся в государственном лесном реестре сведения в отношении лесного участка: наименование лесничества или лесопарка, номера лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, в границах которых расположен указанный участок (если такие номера имеются); вид целевого назначения лесов (резервные леса, эксплуатационные леса, защитные леса); категория защитных лесов; вид разрешенного использования лесов.

Установлена возможность подачи документов на государственную регистрацию прав и кадастровый учет (в части изменения характеристик объекта недвижимости) в электронном виде. Данные положения на практике будут реализовываться после вступления в силу соответствующих подзаконных актов Минэкономразвития России и Росреестра и доработки на их основании учетных систем Росреестра.

Для решения проблемных вопросов, связанных с осуществлением государственного кадастрового учета лесных участков, необходимо: выработать четкие механизмы взаимодействия Росреестра и его территориальных органов, органа кадастрового учета с Росимуществом, Рослесхозом, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, понимая при этом приоритетность охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечить надлежащее взаимодействие органа кадастрового учета и кадастровых инженеров с целью выполнения максимально качественно кадастровых работ в отношении лесных участков.